Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.
Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство учащихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в КГБОУ «Казачинская школа» для обучающихся с ОВЗ должна осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого,трудового потенциала детей.
Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.
Профориентационная работа в КГБОУ «Казачинская школа» обучающихся с ОВЗ осуществляется в 2 этапа:
- 1-й — этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-6-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.
- 2-й — этап активно-поисковой профориентации проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 — 9х классах проводится первичная проф. диагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
Система профориентационной работы в КГБОУ «Казачинская школа» Профессиональное просвещение — расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, наглядной агитации;
- Профессиональная консультация— пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями Центра занятости населения с.Казачинского. .
- Профессиональная диагностика— изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;
- Профессиональный подбор– оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся встречи со специалистами Центра занятости населения.
- Профессиональная адаптация— адаптация учащихся к условиям производительного труда, Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог — психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Тест-анкета по профориентации «Карта интересов»
Тест по профессиональному самоопределению
![]() |
![]() |
Подготовлено: Алексеева М.А.,педагог-психолог
Согласовано: Стильве О.В.
Выставлено: Алексеева А.Н.

